Главная
Регистрация
Вход
Среда
18.10.2017
10:25
Приветствую Вас Гость | RSS
RoNikEr - всё, что связано с хорошим звуком!
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
Страница 1 из 11
ФОРУМ » Концертная звукорежиссура » Делимся литературой, полезной информацией » Что делать, если вы оказались за пультом звукорежиссера (А вы профнепригодны, или опыта и образования еще нет)
Что делать, если вы оказались за пультом звукорежиссера
RoNikErДата: Вторник, 31.01.2017, 10:37 | Сообщение # 1
Добрый админ
Группа: Администраторы
Сообщений: 9514
Награды: 13
Репутация: 109
Статус: Offline
ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ ВЫ ОКАЗАЛИСЬ ЗА ПУЛЬТОМ ЗВУКОРЕЖИССЕРА, А ВЫ ПРОФНЕПРИГОДНЫ, ИЛИ ОПЫТА И ОБРАЗОВАНИЯ ЕЩЕ НЕТ, И ВЫ НИЧЕГО НЕ ЗНАЕТЕ ПРО ФИЗИКУ ЗВУКА И АКУСТИКУ, А ОЧЕНЬ ХОЧЕТСЯ НЕ ОБЛАЖАТЬСЯ.

1. Саундчек начинать с отстройки порталов: выключить портальный эквалайзер и попросить инженеров выставить настройки процессоров и усилителей так, чтобы любимая фирменная фонограмма звучала естественно. Обращать особое внимание на то, чтобы вокал никаким образом не проникал в субы, иначе вы от гула на вокале не избавитесь никогда и ничем. Частота раздела кроссовера по низу не выше 100 Гц.

2. После этого включаете и чуть-чуть корректируете портальный эквалайзер под живого вокалиста следующим образом: просите его спеть или поговорить в микрофон, причем эквалайзер на ячейке пульта должен быть выключен или скорректирован под характерные заранее известные особенности используемого микрофона. Таким образом вы получите более-менее достоверный тракт, который обеспечит честное звучание практически любому инструменту без радикальной кастрации его пультовыми эквалайзерами. А это залог успеха правильного звучания сценических мониторов, если нет отдельного мониторного пульта.

3. Затем отстраиваются мониторы. Вы ставите эквалайзер мониторов "в ноль" и просите вокалиста АККУРАТНО "потыкать" микрофоном в динамик. Появится обратная связь - свист, который необходимо аккуратно вырезать мониторным эквалайзером. Не стоит рисовать плавных кривых, лучше как можно точнее найти 1-2 частоты и вырезать радикально именно их. Как правило 90% всех завязок находится возле частоты раздела кроссовера полос в мониторе (можно спросить у технического персонала) и гармоник к ним (гармоника – это частота вдвое больше основной, например 2кГц - 4кГц, 8кГц). Когда свист убрали, можно поднять уровень монитора довольно значительно, а это залог любви к вам вокалиста (или вокалистки). Следите за углами раскрытия высокочастотных рупоров в мониторах, если это больше 50 градусов по горизонтали, ставить рядом два и более мониторов нельзя, количество обратной связи увеличится, а разборчивость уменьшится.

4. Вокальный микрофон ловит всю сцену и радикальным образом влияет на тембр и фазу практически любого инструмента, поэтому все инструменты отстраивать лучше при ВКЛЮЧЕННОМ И УЖЕ ОТСТРОЕННОМ ВОКАЛЬНОМ МИКРОФОНЕ.

5. Барабаны должны "качать" но не заводиться, для этого на большой барабан и альты крайне желателен гейт. На малом барабане без него. Если гейтов нет, то лучше приподнять микрофоны чуть больше от пластиков и направить их на центр барабана. Есть один старый трюк - барабаны не обязательно должны БЫТЬ громкими, они должны КАЗАТЬСЯ громкими. Смело вырезате на большом барабане район 300 Гц, задирайте 3-5кГц, на малом барабане эквализация ровная, кроме самого низа. Альты не обязательно делать "ЖИРНЫМИ" если у вас нет гейтов. Смело кастрируйте им низкую середину (нечего им постоянно гудеть весь концерт ради 5-10 ударов по ним). Лучше навернуть им поярче щелчок, по аналогии с большим барабаном. Раньше шутили, что барабаны в роке должны звучать, "как удар палкой по голове". Щелкающие барабаны реально качают публику, не загрязняя при этом весь микс.

6. Бас гитара это тот самый инструмент, который тихо и незаметно, как Штирлиц, замаскирует всю читабельность текста на вокале, потому, что как правило громко и внятно вокалисты орут отдельно взятые гласные буквы, а весть текст бормочут себе под нос и мимо микрофона, при этом всячески стараются выбежать в зал, или встать рядом с порталом направив в него микрофон. Есть одно средство, надо ВЫКЛЮЧИТЬ порталы, включить басовый комбик, попросить басиста поиграть, а самому внимательно послушать звук в зале, найти резонирующую частоту (гул) и вырезать ее. После этого надо ОЧЕНЬ ВЕЖЛИВО попросить басиста не задирать на комбике до упора 80 Гц. Есть еще одна тонкость связанная с бас-гитарами. Очень часто сигнал с комба на пульт берут с директ-бокса или выхода комба. И часто при этом имеются наводки и земляные петли (гул и треск). И часто на это цинично не обращают внимание. А зря, так как выведенная по громкости до уровня бочки, фонящая бас-гитара, становится самым (а часто и единственным) источником "мусора" в миксе. А виной всему - якобы НЕЗАМЕТНЫЙ фон басовой линии. Если фон не удается устранить, не мучайтесь, поставьте микрофон, хоть SHURE SM57, все равно будет лучше.

7. С гитарами никогда не будет особых проблем, если микрофоны которые озвучивают комбики поставить на стойки, а не подвешивать сверху за шнур, привязанный к ручке комбика, кроме тех микрофонов, которые специально рассчитаны для этого. На пульте у гитар крайне желательно отрезать низ. Причем, одной только нажатой кнопки "обрезки низа" на пульте, как правило, не достаточно. Отрезайте ручками. Отдельные недогруженные ноты гитар, способны гудеть громче и ниже баса, что тоже очень сильно маскирует дикцию вокалиста. Вы можете сколько угодно весь концерт выруливать бас-гитару и даже отключать ее совсем, и при этом не догадываться, что это гудят гитары. Второе правило,- лучше прибрать на гитарах самый верх. Зудение гитарных процессоров очень сильно маскирует высокочастотные обертона вокалиста. Можно безнадежно, доставать верх ("дыхание") на вокале, вплоть до появления заводки, но при этом, он по прежнему будет оставаться серединистым и гнусавым на фоне чересчур звенящих гитар.

8. Клавиши заводятся на пульт ТОЛЬКО ЧЕРЕЗ DI-BOX!!! Не пожалейте 30-40$ и проблем не будет. Еще, как правило клавишники - это люди с очень хорошим слухом, и часто им вполне хватает той громкости, что пробивается из мониторов. Но можно поставить им отдельный комбик и послать туда выход с наушников (ПРАВДА ЕСТЬ ТОНКОСТЬ В РАСПАЙКЕ ШНУРА). Но главное показать клавишнику - где на комбе ручка громкости, и попросить его пользоваться ею, чтобы делать звук клавиш на сцене тише или громче, а не двигать постоянно туда-сюда выходной уровень инструмента. Всем станет проще жить. При этом громкости разных тембров в клавишном инструменте должны быть выровнены заранее.

9. Баланс инструментов - самая главная вещь для разборчивости вокала (после хорошей дикции самого вокалиста). Если вы выстроили микс "по нулям" на фейдерах музыкально, то это значит, что и у вас и все входные чувствительности взаимно согласованы. А это значит, что и мониторный микс вы нарулите очень быстро, выставляя приблизительно одинаковый уровень посылов, ориентируясь на уровень посыла вокального микрофона, который как вы помните уже выставлен при "просвистывании" мониторов. Помните, что посыл инструментов в мониторы должен быть на половину-треть ниже, чем голоса! Мониторный микс лучше выстраивать с включенными порталами, ведь на концерте так и будет! Если музыканты плохо слышат себя в мониторах, часто очень помогает аккуратно и плавно прибрать немного уровень порталов, на концерте по любому они будут играть громче и общее ощущение не пострадает.

10. Если после всех описанных процедур с читаемостью вокала все еще остались проблемы. Сделайте следующее:- включите в разрывы 1-2 подрруппы компрессор (можно в авто режиме) пошлите туда всё (отключив посыл на мастер) и нормально отожмите весь микс, на 3-4 подгруппу посылается вокал и немного компрессируется тоже. Все это сделает громкость инструментов более ровной, а вокал лучше читаемым. Теперь вы можете управлять балансом голоса и музыки, не меняя микс и уровня посылов в эффекты и мониторы.

11. И последнее, если и этого оказалось мало, просто и тупо уберите мастер фейдер, и на столько же поднимите громкость вокала ))

Родовский Игорь. Facebook.
 
ФОРУМ » Концертная звукорежиссура » Делимся литературой, полезной информацией » Что делать, если вы оказались за пультом звукорежиссера (А вы профнепригодны, или опыта и образования еще нет)
Страница 1 из 11
Поиск:

Copyright MyCorp © 2017
Яндекс.Метрика Анализ интернет сайта
Яндекс цитирования