Главная
Регистрация
Вход
Воскресенье
26.09.2021
03:03
Приветствую Вас Гость | RSS
RoNikEr - всё, что связано с хорошим звуком!
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
ФОРУМ » Обо всём. Без любой рекламы! » Только о политике не надо ) » Разбираемся с винилом: пошаговое руководство (Автор статьи: Сараев Иван)
Разбираемся с винилом: пошаговое руководство
RoNikErДата: Четверг, 18.03.2021, 13:13 | Сообщение # 1
Добрый админ
Группа: Администраторы
Сообщений: 9960
Награды: 13
Репутация: 113
Статус: Offline
Разбираемся с винилом: пошаговое руководство



Автор статьи: Сараев Иван
15.03.2021

Истории грамзаписи, равно как пластинкам и устройствам для их воспроизведения – больше 130 лет. Неудивительно, что за такое время успело появиться множество разновидностей подобной техники, но странно другое – за все эти годы так и не сформировались представления о действительно и объективно беспроигрышных технологических решениях по созданию качественных проигрывателей виниловых дисков. Безусловно, они, эти проигрыватели – есть, но основным критерием их выбора по-прежнему остается вдумчивое прослушивание. Не стоит забывать и о том, помимо самого процесса выбора не менее важен и процесс настройки данной аппаратуры, порой весьма кропотливый и трудоемкий. Не будучи полностью уверенным в своих силах, я бы категорически не рекомендовал заниматься настройкой самостоятельно, есть риск серьезно повредить эту прецизионную и порой весьма хрупкую технику.

Если основным императивом покупки является желание периодически переслушивать дедушкин архив грампластинок производства фирмы «Мелодия», то будет вполне достаточно полностью интегрального решения, выбранного исключительно по финансовым соображениям, во всех же остальных случаях есть смысл озадачиться полноценной компонентной системой, состоящей из непосредственно привода (т.н. «стола»), звукоснимателя (тонарма), головки звукоснимателя (картриджа) и фонокорректора.

С момента своего появления главной задачей, стоящей перед приводами, была равномерность вращения диска, на который кладется пластинка. Впоследствии, с увеличением разрешения звуковоспроизводящих систем, к этому требованию добавилась и стабильность, его неподверженность разного рода вибрациям. Очевидно, что вращение диска в современном проигрывателе обеспечивается исключительно электромотором. Прямой привод непосредственно валом двигателя достаточно безынерционен и может допускать мгновенные колебания скорости, в той или иной степени минимизируемые качеством самого мотора и массой диска. Кроме этого, существует риск передачи на головку звукоснимателя вибрации двигателя. Аналогичные недостатки существуют и у роликового привода, который вдобавок сложен в производстве и достаточно быстро изнашивается. Таким образом, наибольшее распространение в данный момент получил ременный привод, в котором резиновый пассик или нейлоновая леска являются своего рода демпфером, сглаживающим как мгновенные колебания скорости двигателя, так и его вибрацию, влияние которой можно также уменьшить путем его вынесения за пределы основного шасси. Удачные, хоть и редкие образцы качественных прямых и роликовых приводов также существуют, но они являются скорее исключениями, подтверждающими вышеозвученное правило.

Для борьбы с разного рода вибрациями и в первую очередь – акустической обратной связью от АС, привод может снабжаться субшасси на упругом подвесе, чаще всего пружинном, на котором располагаются непосредственно подшипник, диск и площадка для тонарма. Однако, упругие элементы подвески – повод для появления собственных резонансов и порой эта проблема решается их заменой на достаточно массивное основание, к которому в свою очередь и крепятся все вышеперечисленные элементы привода. Мое мнение – если есть уверенность в непоколебимости стойки для аппаратуры, на которой установлен проигрыватель, то логичней было бы в первую очередь механически развязать его с двигателем, а не плодить упругие элементы в шасси.

Первое требование к диску – это масса, прямо пропорциональная последующему качеству звучания, поскольку она способствует его свойствам маховика, т.е. накоплению кинетической энергии и стабильности скорости вращения. Второе – конструкция, которая должна минимизировать как его собственные резонансы, так и возможные резонансы пластинки, лежащей на нем. Зачастую его делают составным, в качестве материалов используются металлы, акрил, винил и т.п., а сверху кладется пробковый, резиновый, кожаный или фетровый мат. Стальная ось, запрессованная в центр диска, упирается в бронзовый стакан (иногда – наоборот), на дне которого находится упорный шарик, стальной или композитный, с добавлением, например, дисульфида молибдена для автосмазки. В противном случае необходимо периодически смазывать этот узел. Поскольку пластинки в случае ненадлежащего хранения или транспортировки (не говоря уже про огрехи печати), далеко не всегда имеют идеально плоскую поверхность, важной деталью диска является прижим для пластинок. В зависимости от конструкции он может быть пассивным (то есть выпрямлять пластинку только за счет своей массы), резьбовым (накручиваться на ось диска и прижимать к нему пластинку) или вакуумным (присасывать тыльную сторону пластинки к диску за счет электронасоса). Последний способ – наиболее эффективный и, забегая вперед, хочу сказать, что он в большой степени упрощает проектирование и эксплуатацию тонарма. Однако этот прижим является и наиболее сложным в реализации, а значит и наиболее дорогостоящим решением.

К традиционному поворотному тонарму предъявляются, пожалуй, самые противоречивые требования. Он одновременно должен быть максимально инертным (то есть быть очень массивным), чтобы вообще не реагировать на колебания иглы головки, но в тоже время ему желательно обладать нулевой инерцией (то есть вовсе не иметь массы и трения в подвесе), чтобы мгновенно реагировать на неровности поверхности пластинки (последнее, впрочем, отчасти компенсируется ее прижимом). Основные элементы тонарма: поворотный узел (одноопорный или на подшипниках), противовес (для изменения прижимной силы), компенсатор скатывающей силы (в виде грузика на леске, пружинный, магнитный или вовсе без него), трубка и площадка для крепления головки (shell). Последняя (съемная или интегрированная в трубку) чаще всего делается из металла, а вот трубка может быть как металлической (с дополнительными демпфирующими материалами внутри), так и композитной (например, на основе углеволокна) или скажем деревянной. Металлическая трубка вдобавок может иметь переменный в сечении профиль, а также быть как прямой, так и с J-образной или S-образной формой. Однако, использование или неиспользование всех этих технологий и материалов, равно как и многочисленные характеристики звукоснимателей почти ничего не смогут сказать потенциальному покупателю о характере его звучания, тем более – в совокупности с конкретной головкой и конкретным столом.

С другой стороны, свойства тонарма в идеале должны быть аналогичны резцу, с помощью которого создавалась матрица пластинки, но дело в том, что резец двигается над матрицей по ее радиусу, в отличие от дуги, которую проходит поворотный звукосниматель. Очевидно, что игла головки будет находиться в правильном положении относительно дорожки пластинки только на одной из точек этой дуги, во всех же остальных местах будет присутствовать угловая ошибка, ухудшающая считывание информации. Выход – использование тангенциального тонарма, по геометрии своего движения аналогичного резцу. Есть только одно но – он в большинстве случаев весьма недешев. Основная причина в данном случае – прецизионная точность исполнения. Самыми качественными считаются те, что используют так называемый пневмоподвес каретки картриджа, фактически – воздушную подушку, что позволяет головке двигаться исключительно за счет взаимодействия иглы и канавки.

Головки звукоснимателя – пожалуй, самый многочисленный класс подобной техники, на фоне всего лишь нескольких десятков тонармов и нескольких сотен приводов. Безусловно, основное их деление происходит по конструктивному принципу: одни используют подвижный магнит (Moving Magnet), другие – подвижную катушку (Moving Coil), первые при этом доступней по цене, вторые – лучше по качеству звучания. Существует также несколько разновидностей заточки иглы, но по большому счету там нет более или менее удачных вариантов, а есть лишь типичные для того или иного производителя решения. Пожалуй, единственная достаточно важная характеристика головки (не считая параметров, допускающих ее совместное использование с тем или иным тонармом и фонокорректором) – это наличие у нее корпуса. Дело в том, что конструктивно она создается на некоем каркасе, а внешний корпус служит чаще всего для декоративных и защитных целей, ввиду сверххрупкой начинки. А где корпус – там и его резонанс. Вывод – настоятельно рекомендую хотя бы раз в жизни ознакомиться со звучанием качественной безкорпусной головки.

Поскольку головка является не только самым многочисленным, но и самым кратковременным классом техники для воспроизведения грамзаписей (средний срок ее жизни до замены иглы – порядка тысячи часов), то есть смысл озаботиться наличием достаточно универсального фонокорректора, с возможностью гибкой подстройки его параметров под различные картриджи. Все остальные технологические ухищрения и цифры ТТХ достаточно малоинформативны, могу лишь еще раз повторить, что это технику нужно в первую очередь слушать.
Прикрепления: 8201088.jpg(72.5 Kb)
 
ФОРУМ » Обо всём. Без любой рекламы! » Только о политике не надо ) » Разбираемся с винилом: пошаговое руководство (Автор статьи: Сараев Иван)
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:

Copyright MyCorp © 2021