Что такое лосслесс (lossless) и зачем оно нам надо? - Мои статьи - Каталог статей - Всё, что связано с хорошим звуком!
Главная
Регистрация
Вход
Понедельник
05.12.2016
21:34
Приветствую Вас Гость | RSS
RoNikEr - всё, что связано с хорошим звуком!

Меню сайта

Категории раздела
Мои статьи [39]

Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 1545

Поделиться!

WebMoney - $пасибо! От Вас для roniker.ru

Статистика

Онлайн всего: 2
Гостей: 1
Пользователей: 1
sserpan

 Каталог статей 
Главная » Статьи » Мои статьи

Что такое лосслесс (lossless) и зачем оно нам надо?

Что такое lossless, зачем он нужен, что с ним делать и как им пользоваться?

Вам не нравятся кошки? Вы просто не умеете их готовить!

Народная мудрость.


Что такое лосслесс?

      Хоть сеть просто кишит информацией по теме, подобные вопросы звучат очень и очень часто, просто на каждом шагу на просторах интернета. Люди просто пока не знают, что это такое и что с ним делать вообще, с этим "лосем" )). Для многих это слово кажется каким-то запредельно заумным и вообще просто непостижимым для понимания простому смертному...

      А ведь всё то, что нужно знать обычному пользователю, предельно просто. Не будем здесь делать акценты на слишком заумные технические термины и графики. Постараюсь прояснить всё максимально просто для понимания даже самым неподготовленным с технической точки зрения человеком. Минимальные "системные требования" для ознакомления с этим "загадочным термином" - наличие свободного времени, самые минимальные познания в компьютерной технике и просто умение читать. 

      Что же такое lossless? Lossless - это просто отлично зарекомендовавший себя метод сжатия цифровых аудио данных без потерь, от англ. - "Lossless data compression", что и означает в переводе "сжатие без потерь". Получает всё большее распространение и популярность с развитием скоростей интернета и увеличения объёмов носителей информации - HDD, flash-носителей и т. д. По сути - сжатие lossless можно сравнить с архиватором WinRAR, который может запаковать, например, текстовой файл абсолютно без изменения содержания, но с приличным изменением размера в сторону уменьшения, в сравнении с исходным файлом-оригиналом. Так же и в нашем случае с lossless - сжатая информация "расжимается" в плеерах и компьютерных приложениях и получается оригинал, бит в бит.

      Форматов lossless немало - Flac, APE, WV, TTA, TAK, ALAC и другие, менее распространённые. В Apple iPhone используется ALAC, это lossless формат, разработанный компанией AppleFlac и APE - чаще других встречаются в сети и в компьютерах пользователей. Интересен формат WV - в одном файле может содержать кучу информации, включая обложки альбомов и другие дополнительные материалы, но при этом легко понимаемый виртуальными проигрывателями - foobar2000, AIMP и т. д.

      В этом и есть отличие lossless от lossy - mp3, wma, ogg и т. д., которые вносят свои "коррективы" в исходный музыкальный материал и совсем не в лучшую сторону, что касается качества звука. Например, помимо свойственных lossy хорошо слышимых(особенно на низких битрейтах) и довольно неприятных искажений, при перекодировке оригинального файла в mp3 с битрейтом 128 кб\с, частоты выше 14 кГц просто нещадно вырезаются! Если принять во внимание, что среднестатистический человек слышит от 30-40 Гц до 16-21 кГц, в зависимости от возраста и других факторов, это не так уж и безболезненно получается... Конечно, чем выше битрейт, тем лучше качество звука lossy форматов, но оно явно не дотягивает до уровня несжатого аудио\lossless. 

      Всем своим знакомым, желающим слушать  музыку в отличном качестве, хорошо понимающему значение слова "оригинал" - настоятельно рекомендую "переходить" на lossless форматы, благо, проблем с этим "добром" всё меньше и меньше ))

      Главное назначение lossless кодеков - преобразование (конвертирование) звукового файла с целью уменьшения его размера из какого-либо источника несжатого аудио (оригинала). Это, например, файлы *.wav для PC, *.aiff для MAC, или носители звуковой информации на разных разновидностях дисках - AudioCD (CDDA), DVD-audio, SACD и так далее. Всё для удобства пользователя: 

      1.  Меньший, по сравнению с оригиналом, размер - удобно для хранения и обмена информацией через интернет. 

      2.  Возможность создавать образы "звуковых" дисков - точных копий оригинала с дисков, указанных выше.  

      Остановимся подробней на понятии "образ Audio CD". С помощью отличной программы Exact Audio Copy (EAC - и не только с её помощью, конечно - есть и другие, но эта - общепризнанный лидер) можно сделать очень удобную вещь - образ CDDA. Что он из себя представляет? Это отдельная папка (или файл), в состав которой входят обязательно сам образ и файл CUE. Необязательно - что угодно - сканы полиграфии диска, отчёты проверок и т. д. Вот как у меня выглядит папка со всеми сборниками:

Папка со сборниками

      Сам образ - обычно самый большой по размерам файл с расширением определённого формата, разберём это на примере образа с этого сайта. Скажем, образ сборника "Lounge 1 by RoNikEr". После распаковки получаем папку с названием "Lounge 1 by RoNikEr", в составе которой видим:

Состав папки

      1.  Файл "Lounge_1_by_RoNikEr.flac" - как раз самый главный из всего комплекта. Он и есть тот самый "образ", содержит только закодированную в lossless звуковую информацию и ничего более. Если его открыть, дважды кликнув по нему - будем прослушивать оригинальный диск "единым куском", что, конечно, совсем не удобно.

      2.  Файл "Lounge_1_by_RoNikEr.cue". Вот тут интересно, остановимся подробней. Это файл, который содержит множество служебной информации - повременную разметку треков образа диска "Lounge_1_by_RoNikEr.flac", время выпуска альбома, все названия композиций, имя автора (ов), исполнителя (ей) и множество разной дополнительной служебной информации. То есть этот файл управляет образом и делает его "информативным". Его и нужно запускать, что бы прослушать образ в "полноценном" виде. Если нужно восстановить оригинальный CD - именно его открываем в записывающей программе.

      3.  Lounge_1_by_RoNikEr_back.jpg и Lounge_1_by_RoNikEr_front.jpg - картинки обложки альбома.

      4.  Folder.auCDtect.txt - отчёт "на вшивость" )) от программы auCDtect - показывает, что материал ранее не "побывал в lossy" ))

      5.  Lounge_1_by_RoNikEr.log - отчёт о том, как, где и при каких обстоятельствах )) был сделан рип, насколько он соответствует оригиналу.

       Остановлюсь немного подробней на работе с файлом CUE. Открыть его для редакции и просмотра можно простым блокнотом:

Открываем файл cue

      Что мы видим, красным помечены мои комментарии, их нет в оригинальном cue файле:


REM GENRE Electronic - стиль музыки на диске, грубо
REM DATE 2012 - год создания CD, с которого сделан рип
REM DISCID EE126610 - какой-то индивидуальный номер диска, не знаю точно, да и не надо ))
REM COMMENT "ExactAudioCopy v0.99pb5" - часто бывает, написано, чем пользовались при конвертации, вообще могут быть любые комментарии
PERFORMER "Va" - исполнитель, в данном случае "Various Artists", то есть "Разные Артисты"
TITLE "Lounge_1_by_RoNikEr" - название CD
FILE "Lounge_1_by_RoNikEr.flac" WAVE
- что открывать при запуске cue, в нашем случае - файл "Lounge_1_by_RoNikEr.flac" *
(см. примечание в конце статьи)
TRACK 01 AUDIO - начинается информация о треках, трек №1
TITLE "Stilles Wasser" - название композиции первого трека
PERFORMER "DJ Elbe" - исполнитель первого трека
INDEX 01 00:00:00 - начало первого трека
TRACK 02 AUDIO
- трек №2
TITLE "La Plena Noche"
- название композиции второго трека
PERFORMER "Sweet Velvet Feat. D.Vilchez"
- исполнитель второго трека
INDEX 01 03:23:30
- начало второго трека

................

      И так далее. Все эти данные можно редактировать с помощью обычного блокнота по своему усмотрению. Если у оригинального CD есть CD-text, все эти данные копируются оттуда. Если CD-text'а нет, можно "вбить" все названия вручную, пользуясь треклистом на обратной стороне коробки диска-оригинала. Обычно принято подробный треклист CD располагать там, хотя исключения бывают... Во всех моих сборниках вся необходимая информация присутствует.

      Вот как выглядит сборник "Lounge_1_by_RoNikEr" в моём foobar2000, если открыть образ с помощью CUE:

С cue

      А вот что получится, если открыть просто файл "Lounge_1_by_RoNikEr.flac" - практически никакой информации, кроме автора и названия первой композиции и общей продолжительности звучания образа:

Без CUE

     Дополнение от 23.10.2012: Flac версии 1.2.0 и выше поддерживает CueSheet в метаданных. То есть отдельный файл *.cue становится практически не нужен. Вся служебная инфррмация об альбоме, исполнителе, треклисте, тайминге треков и т.д. уже содержится в самом файле *.flac. Закодировать/перекодировать такой мультитрековый файл из .cue+.flac (+.wav, +.xxx) можно с помощью Foobar2000 (необходим установленный в системе кодек Flac 1.2.0 или выше) в режиме Generate multi-track files. Пользоваться или нет этим нововведением - решает пользователь. Отдельное спасибо за это дополнение Sergesha.

      Остановимся ещё немного на классификации образов.

      Образы могут быть и flac и ape и WV и т. д. Если расширение основного файла flac, то корректней, наверно, будет назвать такой образ "Образ аудио диска такого-то (AudioCD, DVD-audio или другой формат аудио носителей) в flac". То есть образы с этого сайта можно назвать "Образ CDDA в flac". Если образы с так называемых хай-резов и в хай-резе (дисков с высоким разрешением, HiRes, High Resolution - DVD-audio, SACD и т. д.), можно дополнительно указать основные параметры аудио потока - частоту и разрешение в битах и кГц-ах, например, "Образ DVD audio в flac, 24/96 (24 бит/96 кГц)". 

      Чем же отличаются образы дисков с данными (установочные игр, программного обеспечения и т. д.) от образов аудио-дисков в lossless форматах? Можно\нужно ли воспроизводить последние, например, с помощью DAEMON Tools?

      Образ данных и образ аудиоданных в этом контексте - разные вещи и разные задачи! Попробую в силу своих скромных знаний прояснить эту разницу.

      Например, Вам нужно установить программное обеспечение, например, игру, которая по умолчанию устанавливается ТОЛЬКО с лицензионного диска, то есть во время установки приложение, которое устанавливает эту программу-игрушку, неоднократно обращается к приводу DVD-ROM и установочному диску, для проверок, копирования файлов и т. д., - так там заложено в программе установки для удобства и защиты, разумеется. То есть, в этом случае, как бы обязательно нужен диск и дисковод, это даже всегда прописано в системных требованиях. Установить с флешки, например, скопировав файлы с оригинального диска - в этом случае просто не получится. Вот тут-то и нужен образ этого диска и программа типа DAEMON Tools, которая эмулирует (то есть имитирует программными средствами работу физического устройства - привода дисков). Диск сам с интернета физически не скачаешь, можно только где-то заказать и послать почтой, например. Образ скачать - легко. Запускаем DAEMON Tools, делаем виртуальный диск из этого образа и вуаля - система видит Ваш образ диска с игрой как настоящий диск в приводе и всё получается! 

      В случае с образами аудиоданных немного другая история. Хотя сходства есть. Сам образ (этот самый большой файл) спокойно можно воспроизвести любым медиа плейером, если есть кодек, конечно - с работой образа проблем нет никаких. Но Ваша система должна понимать, что ей предлагается выполнить. Lossless воспроизводится как любой звуковой файл, тот же mp3 - формат распространённый и уже по умолчанию в системе кодеки имеются. Кликаем по файлу - кодек раскодирует поток аудиоданных, цифро-аналоговый преобразователь (ЦАП) преобразует данные в аналоговый сигнал и мы слышим звук. В случае с lossless - кодеки, возможно, но не факт, придётся искать и устанавливать дополнительно. Всё это есть на офф. сайте foobar2000, например. Оно того стОит )) 

      Когда кликаем по файлу CUE, проигрыватель сначала загружает данные из него - разметку треков и текстовую информацию, потом запускается образ - непосредственно поток аудиоданных. Всё происходит, как в обычном бытовом проигрывателе. С помощью загруженных из CUE данных мы можем видеть всю необходимую текстовую информацию и получаем удобную навигацию по трекам. 

      В двух словах, ни к чему тут экспериментировать и извращаться )) Если только не стоит такой цели изначально )) Есть специализированный софт для воспроизведения аудиообразов в lossless - зачем изобретать велосипед... Я вот в ноут поставил AIMP - он сразу начал всё понимать и проигрывать. Но foobar2000 мне как-то ближе. Места много на экране занимает, это да... Поэтому на рабочем, основном компе стоит foobar2000, в ноуте - AIMP. Кому что больше по душе...

      Вот, собственно пока всё, что хотелось бы сказать. С потрековыми рипами и вообще отдельными треками в lossless всё проще и понятней - тыкаем на файл и он "играет", ничего сложного.

* Примечание. Тут иногда бывает засада! Иногда эта строка может выглядеть так:

FILE "Lounge_1_by_RoNikEr.wav" WAVE

В этом случае, если запустить cue, образ воспроизводиться НЕ БУДЕТ если сам образ называется "Lounge_1_by_RoNikEr.flac"! Нужно просто изменить с помощью блокнота файл CUE - заменить "wav" на "flac" вручную и всё заработает. 


Если статья всё-таки показалась не совсем понятной и\или утомительной, то )):

Много информации? Отдохни!

Внимание! Данная заметка ВСЕГДА находится в стадии корректировки, 

любые поправки и пожелания могут быть приняты - пишем на ФОРУМ.

Немного справочных материалов:

Статья в Википедии "Цифровая звукозапись", основы цифрового звука - здесь.

Статья в Википедии "Сжатие аудиоданных" - здесь.

Статья в Википедии "Цифровые аудиоформаты" - здесь.

Если что-то из терминологии не понятно, добро пожаловать сюда: ГЛОССАРИЙ ТЕРМИНОВ НА RONIKER.RU

18 апреля 2012 © RoNikEr™

Нажимаем, чтобы поделиться этой новостью:



Категория: Мои статьи | Добавил: RoNikEr (16.04.2012)
Просмотров: 36271 | Рейтинг: 4.9/35
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Форма входа


Google translate

Интересное в сети

Кизел
free counters
Free counters reinstalled 11.05.11
Copyright MyCorp © 2016
Яндекс.Метрика Анализ интернет сайта
Яндекс цитирования