Как выбрать небольшой комплект звукоусиления? - Мои статьи - Каталог статей - Всё, что связано с хорошим звуком!
Главная
Регистрация
Вход
Воскресенье
11.12.2016
05:15
Приветствую Вас Гость | RSS
RoNikEr - всё, что связано с хорошим звуком!

Меню сайта

Категории раздела
Мои статьи [39]

Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 1546

Поделиться!

WebMoney - $пасибо! От Вас для roniker.ru

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

 Каталог статей 
Главная » Статьи » Мои статьи

Как выбрать небольшой комплект звукоусиления?
Как выбрать небольшой комплект звукоусиления?

 

 
Pic. 01. Комплект от немецкой фирмы Dynacord, D-LITE Series.

 
Иногда случается так, что перед людьми разного рода занятий остро встаёт вопрос - как выбрать небольшой комплект профессиональной звуковоспроизводящей аппаратуры для себя или для организации - клуб, ДК, не важно. Комплект из основных составляющих этого термина "звукоусилительное оборудование". Как правило, тут подразумевается набор из акустических систем (АС), усилителей мощности (УМ) и микшерного пульта. Конечно, покупка такого рода довольно ощутима в финансовом смысле и лучше обратиться к независимому специалисту, которому Вы безоговорочно доверяете, но... Случаи бывают разные и это бывает не всегда возможно и\или неудобно по разным причинам. Разумеется, для человека начинающего или совсем "не в теме" это может оказаться довольно сложной задачей. Сразу хочу отметить, что полагаться на мнения продавцов подобной техники - не совсем правильный выбор. Поскольку у них, в отличие от нас с Вами, чаще всего, на первом месте стоит другая задача - избавиться от складских остатков и "впарить" нам свой "залежавшийся" товар любой ценой. Бывают исключения, но они настолько редкое явление, что здесь вариантом развития событий "пришёл, послушал (продавца), приобрёл" мы пренебрежём.

 
ДЛЯ НАЧАЛА, ОПРЕДЕЛЯЕМСЯ С НАШИМИ ЗАДАЧАМИ.

 
Нам, конечно, нужно разумное сочетание соотношение цена-качество-звуковое давление-надёжность системы-удобство в хранении и транспортировке. Для того, чтобы подобрать наш комплект, в первую очередь мы должны определить минимальный круг задач, которые наш комплект будет решать. Если задачи более чем скромные - озвучивание утренников в школах и детских садах, нам вполне хватит готового комплекта, "комплекта в чемодане", как их ещё называют. Более официальное название - "Портативная звуковая система". Выбор таких систем сейчас более, чем широк. Вот, например, удобный простенький комплектик недорогой китайской фирмы - Alto OEX900, стоимостью около 50 000 рублей:

 
Pic. 02. Alto OEX900, сгодится для выполнения самых простых задач.

 
Бывают подобные "комплекты-чемоданы" ещё гораздо проще и дешевле, бывают и "покруче". Например, яркий пример - знаменитая своими гитарами и гитарным оборудованием фирма Fender делает что-то подобное под маркой или названием "Fender Passport" - довольно распространённые в России комплектики. В такие комплекты, как правило, входит простой микшерный пульт, к которому можно подключить пару-другую микрофонов и какой-нибудь линейный источник звука - проигрыватель CD-дисков или ноутбук. Универсальный, доступный и мобильный комплект. 

 
Только вот, к сожалению, технические возможности делают подобные комплекты не совсем пригодным или совсем не подходящим для задач чуть более сложных - какой-то минимальной концертной деятельности, озвучки свадебно-юбилейных торжеств и работы на улице. Для тех, кто собрался или только собирается заняться подобной деятельностью и стоит перед выбором - предназначена эта статья. Рассмотрим наши возможные варианты от самых простых к с более сложным. Давайте, для начала, рассмотрим основные типы систем звукоусиления (связка УМ + АС, иногда + к этому кроссовер или системный процессор или активные АС).

 
ВЫБОР ТИПА КОМПЛЕКТА ЗВУКОУСИЛЕНИЯ.

 
1).  Самое простое и недорогое решение - так называемые "активные" АС. То есть АС, которые имеют встроенный УМ. Бывают как широкополосные (сателлиты), так и низкочастотные (сабвуферы).

 
• Преимущества:

 
а).  Цена таких АС ниже, чем у "пассивных" аналогов с отдельным усилением.
б).  Удобство в транспортировке - занимают меньше места, чем АС + УМ
в).  Удобство в коммутации более сложных комплектов, чем две АС.
г).  Взаимозаменяемость АС. Если в Вашем комплекте вышел из строя УМ одной из АС, в случае с активными АС - проще поменять саму АС на другую, если есть возможность. Если "вылетел" УМ в комплекте с пассивными АС - потеряют работоспособность все АС, подключенные к этому УМ. Часто к УМ отдельным прибором подключают 4 и более АС. То есть выход из строя одного УМ, в этом случае "обескровит" все подключенные к нему АС. Подробности правильного подключения - ниже.
д).  Универсальность в кроссировании. Чаще всего, сателлиты бывают 2-х и даже 3-х полосными и в активных АС нередко можно встретить bi-amping¹, намного реже tri-amping¹ (подробности ниже). Так что, если приобрести активную АС с встроенным в неё Системным процессором², мы получим довольно надёжную и качественную АС.

 
Недостатки: 

 
а).  Ремонтопригодность ниже, чем у сопоставимых по ценовой категории комплектов АС + УМ.
б).  Вес больше, чем у таких-же, только без УМ.
в).  Общая надёжность активных систем, особенно недорогих, конечно, ниже.

 
2).  Пассивные АС + УМ (возможно, ещё + кроссовер или процессор). Наверно, это самый распространённый вариант. Очень надёжен и прост в обслуживании.

 
• Преимущества и недостатки противоположны активным системам.

 
ПЕРЕХОДИМ НЕПОСРЕДСТВЕННО К ВЫБОРУ КОНФИГУРАЦИИ ХОРОШЕЙ, КАЧЕСТВЕННОЙ И УНИВЕРСАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ

 
Хочется только уточнить, что все АС разные, разные изготовители динамиков и АС, разное акустическое оформление АС, разные весовые (ценовые) категории, так что всё ниженаписанное под цифрами "1)., 2)., 3)..." - некое усреднённо-статистическое...

 
1).  Наипростейший вариант. Две активных АС. Тут нужно уточнить, что если нужен хоть какой-то "низ", АС нужно выбирать с размером  НЧ-динамика не меньше 15 дюймов. А если АС будут установлены на специальные стойки, как на Pic. 1 - тем более. Однако, тут есть немаловажная деталь. ВЧ-драйвер, использующийся в АС с 15", предпочтительно должен быть больше 1", так как 15"-дюймовые "головы" не могут "играть" высоко, а 1" - низко и получается "частотная дыра", провал АЧХ на стыке частотных диапазонов. К примеру, вокал и духовые инструменты на таких АС воспроизводятся сравнительно тускло, не так ярко и отчётливо, как на связке 15"+1,4" или, ещё лучше,  15"+2".
Вариант для  "комнатной" дискотеки, небольших уличных мероприятий на крохотных площадках типа "митинг".

 
2).  Простой вариант с 15" сабвуфером. Ещё такой вариант называют "трифоник" из-за 3-х использующихся АС - левый канал, правый + sub. Если есть небольшая НЧ-поддержка в виде сабвуфера с 15" динамиком (12", конечно, маловато...), вполне можно использовать и 12"-ти, и  10"-ти и даже  8"-ми  дюймовые сателлиты. Зависит от звукового давления, или SPL, которое мы желаем получить. Если, опять же, это негромкий утренник в школе или детском саду - это хороший вариант. Если мы настаиваем на работе комплекта "в режиме дискотеки", одного 15" сабвуфера может просто и не хватить. Такая конфигурация, в большинстве случаев, только в случае использования активных АС даёт преимущество - как показано на картинке, сигнал с пульта посылается на активный сабвуфер, там происходит кроссирование (разделение на НЧ и ВЧ), дальше, обрезанный снизу, сигнал поступает на сателлиты. Довольно частая практика - деление на 2 спектра частот внутри активного сабвуфера, очень удобно.
Вариант для "комнатной" дискотеки ))

 

 
Pic. 03. Простой вариант с двумя сателлитами и сабвуфером (все активные).

 
3).   Простой вариант с двумя 15" сабвуферами.  Конфигурация - как в варианте №2, только 2 суба вместо одного. Тут уже немного проще с НЧ. Отличная деталь - практически во всех современных сабвуферах и сателлитах очень часто есть специальные места для крепления стоек - отверстия, часто 35 мм. В такой конфигурации - 2 х SAT (сателлита) + 2 х SUB (сабвуфера) - очень удобно помещать АС друг на друга с помощью специальной трубы-стойки. Как схематично показано на pic 4. 
Таким комплектом можно "делать дискотеку" в небольших помещениях.

 

 
Pic. 04. Простой вариант с двумя сателлитами и двумя сабвуферами (все активные).

 
4).  Простой вариант с 4-мя сателлитами, как в примере №1. Очень универсально. Мы, в нашем ДК, давно и успешно пользуемся подобной конфигурацией для мелких выездов, свадеб и юбилеев, только с УМ и пассивными АС, соединёнными попарно параллельно. Две АС, чаще всего, ставим на стойки, две - рядом со стойкой, внизу. Вторая, нижняя пара отчасти играет роль сабвуферов, так как в большинстве случаев зрители, находящиеся перед АС, глушат ВЧ нижних. Получается низкочастотная поддержка и минимум интерференции. Именно по этой причине использовать сразу 4 сателлита по 2 рядом - нехороший вариант. Хороший результат такая конфигурация даёт при использовании по 2 штуки "друг на друге". С 12"-дюймовыми сателлитами никогда не пробовал, но должно получиться приемлемо, если соблюдать правила выше. 
Эта конфигурация подойдёт для небольших дискотек в помещениях и на маленьких площадках на улице.

 
5).  Вариант с одним 18" или двумя 18" активными сабвуферами + 12" сателлиты. Постепенно переходим к более "взрослым" конфигурациям. Тут, понятно, будет довольно интересно по НЧ. Подвариант с двумя сабвуферами, конечно, намного выигрышней. В помещениях, даже немаленьких уже будет чувствоваться низкочастотная опора. Сателлиты в этом случае лучше применить 12" на НЧ и минимум 1,4" на ВЧ.

 
То же самое, только в пассивном варианте - 2 (или 4) сателлита (они обычно 8-миОмные) + 2 УМ + кроссовер. Про кроссирование поговорим чуть ниже. 
Этот вариант ещё не совсем концертный (зависит от объёма помещения), но уже далеко не "утренниковский" ))

 
6).  Два 18" сабвуфера + 2 сателлита конфигурации 2 х 12" + 1 х 1,4", но лучше опять же 2" (активные). Так как активные сателлиты  2 х 12" встречаются довольно редко, посмотрим только как их следует подключать - Pic 05:
Такой вариант хорош для приличного концерта, да и на улице его будет слышно ))

 

 
Pic. 05. Простой вариант с 4 сателлитами и 4 сабвуферами (все активные).

 
7). Система трёхполосного усиленияСамая сложная из представленных в этой статье систем, состоящая из 2-х АС с раздельным усилением ВЧ и НЧ + 2 пассивных сабвуфера. О процессоре (кроссовере ниже напишу пару слов). Подключаем всё так:

 

 
Pic. 06. 3-х полосное усиление. Сложность заключается в наиболее точном согласовании полос друг с другом с помощью процессора. В случае использования аналогового кроссовера задача упрощается ))
НЕСКОЛЬКО ПОЛЕЗНЫХ ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫХ СОВЕТОВ:

 
1).  Расчёт мощности УМ в зависимости от сопротивления АСПри параллельном подключении 2-х одинаковых АС, сопротивление падает в два раза. Мощность увеличивается в 2 раза. Давление вырастает на 3 дБ, если слушатель находится на одинаковом расстоянии до этих АС.

 
•  Пример: 

 
Мы имеем 4 одинаковых АС. Мощность 600 Вт, сопротивление 8 Ом. Какой нужен усилитель? Считаем - 600 х 2 = 1200 Вт. 8 Ом разделить на 2 = 4 Ома. Нам нужен УМ мощностью не менее 1200 Вт на канал при 4 Омах.

 
2).  Подбор УМ к АС. Производители профессионального звукового оборудования рекомендуют двойную мощность УМ. То есть, согласно этой рекомендации, если у Вас АС мощностью 1200 Вт (выше), сопротивлением 4 Ома - потребуется УМ 2400 Вт. Это правило подходит для "живых" выступлений, где динамический диапазон (ДД) материала предполагается сравнительно большой.

 
3).  Исключение из 2-го правила. Если Вы предполагаете использовать комплект в "режиме дискотеки", где ДД минимален, выбирайте УМ чуть больше мощности АС. Иначе, есть шанс "спалить" АС или их части - головки, фильтры (если есть). По этой причине выгодней и лучше покупать активные АС с внутренним процессингом. Там режимы работы всех компонентов максимально подобраны, отрегулированы и возможность вывести их из строя, теоретически, минимальна.

 
4).  Коммутацию желательно подбирать, руководствуясь этой статьёйЧем толще "акустические" кабеля - тем меньше потерь. если бюджет "трещит", можно спокойно обойтись гибкими силовыми кабелями типа ПВС. Например, ПВС 2х4 вполне... Единственное пожелание - особо не пугаться, когда он потрескается на морозе ))

 
5).  Избегать откровенно "слабых" и дешёвых АС. Помните про поговорку "Мы не такие богатые..." и "Скупой платит дважды"? Звукоусиление - это основа, на которой уже базируется всё остальное - микрофоны, плееры, гитарные комбики, радиосистемы и т. д. Правило "слабого звена" тут работает как нельзя остро!

 
МИКШЕРНЫЕ ПУЛЬТЫ МАЛОГО ФОРМАТА.

 
В этой статье мы не будем рассматривать подробно микшерные пульты - "сердце" любой студии или любого звукоусилительного комплекта. В низшей ценовой категории они примерно одинаковы по надёжности и качеству звучания. Даже внутренности у них, говорят, практически идентичны. Единственное, на что хотелось бы обратить внимание потенциального покупателя - определиться с количеством входных каналовналичием или отсутствием встроенной обработки звука и цифровых портов (например, порт USB поможет что-то записать в компьютер с минимальными вложениями в дополнительное оборудование). Остальное, как говорится, на любителя и на кошелёк. Разумеется, предпочтение в выборе лучше отдавать мировым лидерам в производстве пультов малого формата - Soundcraft, Allen & Heath, YamahaMackie.

 
Исходя из некоторого опыта, порекомендовал бы избегать покупки пультов малого формата таких производителей, как Alto, Phonic, Behringer, тем более Soundking (практически любая продукция этого производителя крайне ненадёжна)...

 
Я, сравнительно недавно, тоже встал перед выбором маленького пульта для проведения разных небольших мероприятий. До этого был  Mackie 1402-VLZ. Ещё старый, не VLZ3. После изучения интернета и разного рода консультаций, остановился на модели Soundcraft EFX8. Прежде всего, мне понравилось в этой модели наличие 8 микрофонных входов со своими предусилителями, полупараметрика на СЧ - в общем, пожалуй, максимум функционала, какого только можно уместить в такие габариты и ожидать от аппарата такого класса. Пульт спокойно и плотненько вмещается в наш походный чемоданчик от старинного комплекта "Солист", коих на территории бывшего СССР немало. Вполне себе недурны встроенные эффекты от легендарной компании Lexicon на вокал - помогало уже не раз... Кстати, есть кнопка Tap Delay - удобная функция для подстраивания частоты повторений в эффекте  Delay (эхо) к темпу исполняемой композицииНемаловажная деталь - все разъёмы фирмы Neutrik. А это - плюс ещё один пункт к общей надёжности микшера...

 
Для эксперимента сравнил звучание нового и старого, подключив пульт к своим студийным мониторам и подав музыкальный сигнал со звуковой карты E-MU 1212M PCI. Звучание нового показалось намного прозрачней,  Mackie - 1402-VLZ  всё-таки "мылит" звук... Заодно проверил звучание процессора эффектов, включая разные ранее записанные вокальные треки. Честно, думал будет намного хуже. Оказалось очень даже... Понятно, что в пульте установлен всего лишь ЧИП от Lexicon, не стоит ожидать волшебства, но тем не менее, звучание, например, эффекта "Hall" очень понравилось... Покупкой доволен - это самое главное!

 
Наконец, главное правило в выборе комплекта звукоусиления, особенно электронных компонентов - никаких no name!!! Аппарат должен иметь своё имя и гордиться им!

 
¹. Bi-Amping, Tri-Amping в звукоусилении - раздельное, независимое усиление полос АС. Например, в Bi-Amping активной АС - 2 полосы - Высокие Частоты (ВЧ) воспроизводятся отдельным излучателем и усиливаются отдельным УМ. Низкие Частоты (НЧ) - своим УМ "качаются" свои динамики.  Больше, чем  Tri-Amping в одной отдельно взятой АС, насколько знаю, не встречается. Если в системе звукоусиления активных полос четыре, можно сказать про такую систему "четырёх-полосная", если полос пять (например, часто в конфигурации - INFRA SUB + SUB + MIDBASS + MID + HI) - "пяти-полосная". Больше, кажется, не делается )). Да и незачем это...

². Системный процессор. Процессор чаще всего представляет из себя 1U или 2U устройство. Нередко бывает, что и в активных АС с Bi-Amping усилением присутствует встроенный системный процессор, контролирующий работу активной АС. Пришёл на смену аналоговым кроссоверам, которые ещё очень часто применяются в силу своей небольшой стоимости и распространённости. 

 
Для чего в системе звукоусиления нужен системный процессор?  Прибор полностью контролирует работу всех компонентов системы звукоусиления. Рассмотрим для простоты понятия его возможностей пример, когда он встроен в активную АС. Помимо функции разделения частотного диапазона на НЧ и ВЧ, или НЧ, ВЧ и СЧ, обладает множеством дополнительных функций. Одна из них - защищающий головки АС Лимитер на каждой полосе усиления. Эквалайзер (EQ) для коррекции АЧХ нашей АС. Нередко в активной АС есть такая полезная функция, которая обязательна для "блочных" процессоров, как Линии задержки (Delay) для каждой из полос, служит для точного выравнивания всех полос между собой во времени, что повышает общее качество звучания отдельной АС и всего комплекта в целом. Бывают и другие полезные функции - иногда в отдельно взятой активной АС с процессором есть возможность менять настройки или переключать готовые, "зашитые" предустановки - пресеты. Часто в таких АС предусматривается возможность подключения к компьютеру (ноутбуку) для редактирования всех этих параметров. Разумеется, все эти "навороты" меняют стоимость АС далеко не в лучшую для нас сторону...   

 
Статья написана с помощью личного опыта и находится в стадии доработки. Как обычно - поправки, дополнения принимаются с благодарностью )).

Обсудить на местном форуме можно ЗДЕСЬ.

 
13 ноября 2012 © RoNikEr™
Нажимаем, чтобы поделиться этой новостью:


 


 


 


 

 

 

Категория: Мои статьи | Добавил: RoNikEr (13.11.2012)
Просмотров: 6540 | Рейтинг: 4.9/30
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Форма входа


Google translate

Интересное в сети

Кизел
free counters
Free counters reinstalled 11.05.11
Copyright MyCorp © 2016
Яндекс.Метрика Анализ интернет сайта
Яндекс цитирования